Проект сведения о спортсменах и других людях. Глава IX. Физическая подготовка

Глава IX. Физическая подготовка

Физическая подготовка - неотъемлемая часть тренировочного процесса фехтовальщиков на любом этапе спортивного совершенствования. В каждом периоде годичного цикла решаются ее важнейшие задачи, направленные на разностороннее физическое развитие фехтовальщиков и создание предпосылок для совершенствования технических приемов и действий.

Каждому уровню развития физических качеств человека соответствуют определенные возможности овладения двигательными навыками. С изменением уровня развития двигательных качеств изменится и способность спортсмена к овладению техникой. Совершенствование техники, в свою очередь, способствует наиболее полному и эффективному проявлению физических способностей фехтовальщика, так как его двигательные способности проявляются через физические качества и их сочетания: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, произвольное мышечное расслабление.

Физическая подготовка включает в себя общую и специальную подготовку, которые обеспечивают и всестороннее развитие спортсмена и проявление специализированных качеств, необходимых фехтовальщику.

Общая физическая подготовка направлена на подъем функциональных возможностей организма, его всестороннее развитие и приобретение разнообразных двигательных навыков. Для решения этих задач применяется вся совокупность средств физического воспитания. Однако по характеру требований к различным физическим способностям и особенностям двигательных навыков в одном ряду с фехтованием стоят баскетбол, футбол, теннис, хоккей, бокс, акробатика. Значит, можно рекомендовать тренерам и спортсменам применять с наибольшей эффективностью упражнения из указанных видов спорта.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие и специализирование проявлений физических качеств для совершенствования приемов и действий фехтования. Средствами специальной физической подготовки фехтовальщика являются приемы и действия, применяемые спортсменами в фехтовальном бою.

Следует учитывать взаимозависимость и взаимовлияние упражнений, направленных на совершенствование различных двигательных качеств. Упражнения, способствующие развитию различных физических качеств, могут либо взаимно дополнять друг друга, либо, наоборот, ухудшать развитие какого-либо качества. Поэтому физическую подготовку необходимо строить так, чтобы использовать положительные взаимодействия различных двигательных навыков и качеств и исключить отрицательное влияние на специализированность их проявлений. Необходимо учитывать также избирательное влияние упражнений на выработку отдельных качеств. Однако наибольшее развитие одного качества возможно только при одновременном повышении уровня развития других.

Для участия в соревнованиях фехтовальщик должен обладать высоким уровнем физической подготовленности. На протяжении 3-4 дней соревнований боец переносит очень большие нагрузки, проводит по 20 и более поединков в день, находясь в обстановке постоянного соревновательного напряжения по 8-12 часов ежедневно.

Чтобы нанести один укол, спортсмену иногда приходится выполнять более 10-15 подготавливающих действий. В ходе лишь одного поединка фехтовальщик нередко выполняет до 30-40 выпалов и возвращений из выпада с максимальным приложением скоростно-силовых усилий - в пределах не менее 120-160 кг. Ведение боя требует также сохранения боевой стойки при маневрировании шагами и скачками, выполнения предельно быстрых атак шагом вперед и выпадом, "стрелой". А ведь фехтовальщик действует в условиях, усложненных защитной одеждой и маской, которые затрудняют дыхание и теплообмен, отрицательно сказываются на точности восприятий.

Чем у спортсмена крепче здоровье, чем выше работоспособность организма, тем лучше он воспринимает тренировочные нагрузки и быстрее достигает высокого уровня развития двигательных качеств. Физическая подготовленность создает основу для совершенствования спортивной техники, которую следует рассматривать как форму проявления двигательных возможностей фехтовальщика, а также условия для психической устойчивости, проявления волевых качеств.

В каждом виде спорта, и в частности в фехтовании, "набор" требуемых физических качеств должен выражать специфику двигательных свойств, характерных для вида спортивной деятельности. Совершенствование физической подготовленности фехтовальщиков должно иметь главной целью сочетание и углубленное развитие специфических качеств. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей спортсмена, развитие его лучших качеств приводит к достижению спортивного мастерства.

Быстрота. Успех фехтовальщика в бою в значительной мере зависит от быстроты и внезапности действий, умения изменять скорость движения. Известно, что быстрота имеет ряд форм проявления (латентное время, быстрота одиночного движения, темп и др.), независимых друг от друга.

Воспитание быстроты фехтовальщика направлено на развитие скорости боевых движений и быстроты двигательной реакции на изменение ситуаций. Для решения первой задачи применяются приемы и действия, выполняемые с предельной или околопределыюй скоростью. Развитие скорости двигательной реакции на внезапное изменение ситуации осуществляется специальными упражнениями с оружием и без него, а также использованием спортивных игр (баскетбол, гандбол, футбол и др.). Кроме того, спортивные игры - эффективное средство развития быстроты в длительной работе переменной интенсивности, что исключительно важно для фехтования.

Для убыстрения реакции могут использоваться педагогические задачи, направленные на ускорение, как целостного выполнения действия, так и его компонентов, а также на сокращение скрытого периода реакции. При этом следует иметь в виду, что стабилизация ременных показателей выполняемого движения сигнализирует о необходимости изменения условий его выполнения.

Развивая быстроту реагирования, необходимо учитывать вид фехтования, которым занимаются спортсмены, и применять специфические сигналы. Так, для фехтовальщиков на рапирах и шпагах наиболее типичными раздражителями будут тактильные и зрительные сигналы. Для сабельного фехтования в большей мере свойственны зрительные раздражители. Конечно, следует применять разнообразные сигналы, в том числе и не характерные для фехтовальной деятельности, однако ведущими должны быть специфические раздражители.

Весьма важно варьирование силы самого сигнала. При этом сила раздражителя может определяться не только его абсолютной величиной, но и относительной скоростью или продолжительностью сигнала.

В процессе развития быстроты двигательных реакций совершенствуется способность фехтовальщика точно различать, дифференцировать микроинтервалы времени. При использовании прибора, измеряющего время специфических реакций, прием или действие вначале выполняют с максимальной скоростью. Потом занимающемуся сообщается показанное им время. Далее прием выполняется также с наивысшей скоростью, однако фехтовальщик должен сам оценить время выполнения, после чего для сравнения ему сообщается истинное время. Постоянное сопоставление субъективных ощущений времени с объективными показателями развивает способность различать малейшие временные характеристики, благодаря чему повышается быстрота реагирования. На следующем этапе совершенствования быстроты реакции спортсменам задается время выполнения приема. Это создает предпосылки к развитию у фехтовальщика способности управлять быстротой своих действий.

Для совершенствования быстроты движений целесообразны средства, используемые в легкой атлетике для подготовки спринтеров с учетом специфики фехтования. Можно рекомендовать следующие упражнения:

рывки (старты) на 10-20 м из разных исходных положений (боевой стойки, низкого и высокого старта, положения лежа, сидя, спиной к направлению движения и т. д.);

чередование медленного бега с рывками на 15-20 м;

скоростные движения руками, сопровождающиеся сжиманием и разжиманием пальцев (размахиванием, ударными движениями);

скоростные движения ногами (стопами, голенями), имитация бега на месте и т. д.;

соревнования на быстрейшее преодоление небольших расстояний (30-60 м) бегом, шагами вперед и назад, скачками вперед и назад, выпадами, прыжками на одной и двух ногах и т. п.;

рывки с доставанием или перехватыванием предметов, летящих с разной скоростью и на разной высоте, выполняемые из разных стартовых положений (низкого, высокого старта, боевой стойки и др.).

Быстрота движений и скорость реагирования могут быть увеличены только соответствующим волевым усилием, для чего необходимо использовать специальные задания, например:

введение в занятия элемента соревнования (если занимающиеся не равны по силам, применяется гандикап);

применение сигналов, диктующих темп движения или реагирования, в том числе использование электромишени, метронома и т. п.;

использование инерции движения при выполнении атаки "стрелой" после предварительного скачка, шага и выпада и др.;

выполнение передвижения по наклонной дорожке;

включение дополнительного задания, заставляющего ускорять действия, в частности после ответа перед взятием последующей защиты произвести ремиз.

Для совершенствования быстроты необходимо повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью. Но многократное выполнение одного и того же действия приводит к нежелательной стабилизации или снижению достигнутого уровня быстроты. Выполнение упражнения следует прекратить, предупреждая появление утомления и снижение скорости движения или увеличение времени двигательной реакции.

Сила. Воспитание всех физических качеств тесно связано с развитием силы. Так, силовые упражнения содействуют росту быстроты только при условии проявлений силы в том же движении, в котором необходимо добиться повышения скорости.

Для специализированного проявления силы фехтовальщикам необходимо:

развивать силовые качества, облегчающие овладение приемами и действиями фехтования;

приобретать и совершенствовать способности осуществлять динамические и статические усилия в боевой стойке и скоростно-силовые усилия при передвижениях и управлении оружием;

развивать способности рационального проявления силы в разнообразных условиях.

Средства силовой подготовки могут быть избирательного или общего воздействия. Для избирательного воздействия применяются упражнения с отягощениями. Общее воздействие с вовлечением в деятельность основных мышечных групп проводится обычно с использованием веса собственного тела. Силовые упражнения имеют статический или динамический характер.

Для того чтобы поза боевой стойки (как наиболее удобная для боя) стала привычной, следует применять упражнения с отягощениями, развивающие силу мышц ног, спины, груди и брюшного пресса, а также мышц кисти и предплечья. Однако в подготовке фехтовальщика должны преобладать скоростно-силовые упражнения динамического характера, в которых проявление силы достигается путем увеличения скорости движения.

Необходимо предостеречь фехтовальщиков от чрезмерного увлечения упражнениями с амортизаторами. Движения фехтовальщика в бою характерны обратным соотношением усилий и скорости, чем в упражнениях с амортизаторами, поэтому злоупотребление ими может отрицательно сказаться на развитии быстроты.

Средства общего воздействия, направленные на развитие силы:

подскоки в приседе или положении боевой стойки, выпада;

приседания на одной или двух ногах;

прыжки на одной или двух ногах на месте и в движении, с переменой направления, в группировках различного вида;

прыжки в длину с места, после небольшого разбега, тройные прыжки, прыжки в высоту;

движения "стрелой" (3-5 попыток в одном направлении и с переменой направления);

вращения, круги, махи гимнастической палкой, булавами, оружием;

игры с задачей выталкивания партнера, перетягивания предмета (набивного или малого мяча).

Для развития силы применяются повторный и прогрессирующий варианты выполнения упражнений и их сочетания. Увеличение нагрузки достигается увеличением отягощения, скорости движений, количества повторений.

Вес фехтовального оружия не представляет особых затруднений для управления им, однако для быстрого выполнения действий (особенно нападений) фехтовальщик должен обладать хорошими скоростно-силовыми качествами, которые совершенствуются в упражнениях динамического характера с небольшими отягощениями, но с максимальной скоростью и полной амплитудой. При ограниченной амплитуде движений активизируются мышцы-антагонисты, что отрицательно сказывается на скоростной структуре движений.

Для определения уровня развития скоростно-силовых качеств фехтовальщиков можно рекомендовать следующие контрольные упражнения:

бег на 60 м на время с тремя поворотами (отрезки по 15 м);

бег на 30 м на время с высокого старта;

прыжок толчком двумя ногами в длину с места;

прыжок в длину с трехметрового разбега;

прыжок в высоту с места.

Для развития силы и контроля за уровнем специальной скоростно-силовой подготовленности можно применять следующие упражнения:

атака "стрелой" (учитывается длина прыжка по сзади стоящей ноге) из боевой стойки;

скачок назад (учитывается длина скачка по впереди стоящей ноге) из боевой стойки;

скачок назад (учитывается длина скачка по впереди стоящей ноге);

простая атака (выпадом) на зрительный раздражитель * ;

простая атака (выпадом) на тактильный раздражитель;

атака с выбором со средней дистанции на зрительный раздражитель;

атака с выбором со средней дистанции на тактильный раздражитель;

атака с дальней дистанции с выбором и переключением.

* (В этом и последующих упражнениях, выполняемых с использованием рефлексомеров, учитываются время моторного компонента, латентное время, точность попаданий в мишень. )

Ловкость. Способность фехтовальщиков к технико-тактической импровизации в боях с различными противниками свидетельствует об уровне ловкости. Воспитание ловкости фехтовальщика - это совершенствование способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющейся ситуацией боя.

Для развития ловкости необходимо обогащать занимающихся новыми и разнообразными навыками и умениями, включать в упражнения элементы, связанные с определенными координационными трудностями. Средствами для развития ловкости в первую очередь являются бои, особенно с незнакомыми противниками, завязки, "немые уроки". Хороший эффект дает применение спортивных и подвижных игр, акробатических прыжков, упражнений в жонглировании, например:

игры-соревнования, в которых надо соблюдать равновесие и одновременно выполнять заданные движения или бороться с противником;

комбинированные эстафеты, включающие бег, прыжки, перелезание, ползание, перемещение предметов (передача мяча с помощью двух палок, на ракетке и т. д.);

акробатические прыжки (кувырки, перекаты, перевороты) в различных группировках и направлениях;

жонглирование предметами одной и двумя руками.

Специализированными средствами развития ловкости могут быть:

применение необычных исходных положений для выполнения "стрелы", выпада, укола, удара и т. д.;

выполнение приемов и действий в левосторонней (если фехтовальщик правша) и правосторонней (если фехтовальщик левша) "боевой стойке;

изменение темпа и ритма движений при выполнении передвижений, ведение боя в замедленном темпе и т. д.;

изменение пространственных границ единоборства (выполнение приемов на уменьшенной площади, бой на укороченной дорожке и т. д.);

смена техники выполнения приемов и действий (выполнение передвижений плавно и скачкообразно, разнообразие способов атаки "стрелой", выпада и т. д.);

усложнение упражнений дополнительными движениями (пружинистыми приседаниями в конце выпада и перед возвращением из выпада назад, повторными уколами или ударами между атакой и защитой и т. д.);

выполнение фехтовальных приемов без предварительной подготовки;

изменение привычной формы единоборства (бой втроем по треугольнику, бой двух против трех и т. д.);

выполнение приемов и действий на фоне отвлечения (беседа, разговор, ответы на вопросы тренера, решение простейших задач и т. д.).

Развитию ловкости могут способствовать любые упражнения, пока их выполнение связано с определенными координационными трудностями. По мере автоматизации навыка воздействие упражнения на развитие ловкости уменьшается. Дальнейшее совершенствование средств фехтования возможно в новых, ранее не известных, сочетаниях.

Ловкость, как и другие двигательные качества, имеет различные формы проявления, однако совершенствовать ее наиболее важно специализированными средствами (управление оружием, передвижение по полю боя и т. п.). При этом следует учитывать разнообразие сочетаний движений вооруженной руки и ног, максимальные усилия (для достижения высокой скорости) в различных фазах выполнения приемов и действий.

Для успешного применения действий в фехтовательном бою необходимо, чтобы ловкость сочеталась со специализированным проявлением силы, быстроты, выносливости, гибкости, умением расслабляться.

Гибкость. Подвижность в суставах, амплитуда движений должна позволять фехтовальщику наилучшим образом проявлять силу, быстроту, выносливость, ловкость.

Средствами для развития и поддерживания гибкости являются движения гимнастического характера на растягивание, воздействующие на отдельные группы мышц, связок, способствующие увеличению амплитуды движений.

Упражнения, направленные на развитие гибкости, необходимо сочетать с силовыми (где увеличение амплитуды движений связано со значительными усилиями), в том числе и упражнениями с отягощениями. Целесообразны также упражнения, специализирующие проявление гибкости (например, пружинистые приседания, покачивания в выпаде; выпады максимальной длины из низкого седа в одну и другую сторону; напряженные вращения выпрямленными руками, а также со сгибанием и выпрямлением рук вперед, в стороны, вверх; упражнения с оружием с максимальной амплитудой.

Упражнения на растягивание целесообразно выполнять ежедневно сериями. В одно занятие включается несколько серий. По ходу занятий амплитуда доводится до предела (без болевых ощущений). Движения прекращаются, как только вследствие утомления уменьшается их амплитуда.

Выносливость. Напряженность соревнований и тренировочных занятий требует от фехтовальщика обязательного совершенствования выносливости, так как в ходе соревновательных боев спортсмен выполняет большую по объему работу высокой интенсивности. Каждый бой, проводимый со значительным напряжением, сменяется отдыхом, в котором психическое напряжение не всегда успевает прийти к норме, а иногда под влиянием ожидания боя с сильным противником даже возрастает. Если же перерывы между боями затягиваются, но нервное напряжение сменяется спадом. Появляется необходимость приводить организм в состояние боевой готовности новой специальной разминкой, отбирающей значительные силы.

Выносливость фехтовальщика характеризуется способностью к длительной прерывисто-скоростной работе с высокой координацией и точностью движений на фоне больших психических напряжений.

Специфическая работоспособность фехтовальщика должна развиваться в единстве с общей выносливостью. Отличным средством совершенствования выносливости являются спортивные игры, особенно футбол, баскетбол и хоккей. Положительный эмоциональный, фон, необходимость решать разнообразнейшие тактические задачи, более длительные, чем в фехтовальной схватке, рабочие моменты содействуют развитию выносливости.

Для развития общей выносливости фехтовальщика используются также бег, плавание, гребля, лыжи, коньки. Однако этим упражнениям необходимо придавать особый характер, чередуя снижение быстроты выполнения с внезапными ускорениями.

Однако в тренировке фехтовальщик должен уделять достаточное внимание специфическим упражнениям в маневрировании и управлении оружием. Развивая выносливость заданиями на маневрирование с сохранением боевой стойки, следует регламентировать тренировку, определяя ее продолжительность или объемы выполняемых передвижений.

Для выработки выносливости в длительном управлении оружием с высокой точностью рекомендуется выполнение серий уколов (ударов) на манекенах и мишенях на время и с определенной скоростью из положения боевой стойки, выпада, в сочетании с передвижениями. Могут быть также проведены соревнования между партнерами на продолжительность выполнения упражнений, количество попыток и т. д.

Важнейшим и наиболее объемным средством развития выносливости являются бои. Следует иметь в виду, что наиболее ответственные финальные бои проводятся в конце соревнований, когда фехтовальщик значительно утомлен. Но именно эти бои требуют от спортсмена максимального уровня проявлений технико-тактического мастерства. Поэтому в тренировочном процессе следует периодически проводить совершенствование приемов и действий на фоне утомления. Такие тренировки, развивая специальную выносливость, совершенствуют волевые качества, адаптацию организма к условиям соревновательной деятельности.

Можно рекомендовать проведение учебных боев со следующими заданиями: бои без перерыва с 3-5 фехтовальщиками; бои на 7, 9, 11, 13, 15 уколов (ударов); 3-5 боев с различными фехтовальщиками на 11-15 уколов (ударов); с укороченным временем боя; без отдыха между поединками; бои с преимуществом в один укол (удар) с целью выиграть в оставшиеся 1-2 мин.; тренировочные соревнования по круговой системе в несколько этапов и т. д.

Выполнение упражнений для развития специальной выносливости должно проходить с определенной скоростью. Повышение нагрузки может идти путем увеличения ее продолжительности, количества повторений или интенсивности движений. Для воспитания выносливости интенсивность работы должна возрастать без уменьшения объема, однако объем и интенсивность следует увеличивать, соблюдая принцип постепенности физических нагрузок.

Систематическая тренировка выносливости содействует повышению работоспособности фехтовальщика. А это обеспечивает хорошие условия для проявления других двигательных свойств, экономичности мышечной деятельности, большей способности к мобилизации всех функций и ресурсов организма, устойчивости к сбивающим факторам соревнований, лучшего психического состояния.

Произвольное мышечное расслабление. Соревновательная деятельность фехтовальщиков требует умения управлять уровнем мышечных напряжений. Сильнейших спортсменов отличает умение включать в работу в основном мышцы, обеспечивающие выполнение приема, оптимально дозировать степень усилий, произвольно расслаблять неработающие мышцы.

Быстрые и точные движения клинком возможны только при условии правильного чередования мышечного напряжения с расслаблением. Особенно важно, чтобы тонус мышц плеча не превалировал над тонусом мышц предплечья и кисти.

В тренировке фехтовальщиков следует уделять достаточно внимания совершенствованию произвольного расслабления мышц. Необходимо помнить, что латентное время расслабления больше латентного времени сокращения мышц. При определенных условиях недостаточно развитое умение произвольно расслаблять мышцы может привести к явлению, которое называется скоростной напряженностью и зависит отчасти от исходного состояния тонуса мышц (так называемой тонической напряженности). С тонической напряженностью связана и координационная напряженность, которая наблюдается у новичков при обучении технике. Путь избавления от излишней напряженности, мешающей проявлению быстроты и точности, лежит через освоение произвольного мышечного расслабления.

Для освоения произвольного мышечного расслабления фехтовальщикам необходимо:

развивать способность отчетливо различать ощущения, свидетельствующие о расслаблении мышц, применяя упражнения с различными вариантами перехода от напряжения к расслаблению (уменьшать напряжение мышц до "падения" расслабленной части тела под влиянием собственной тяжести; переходить от напряжения к расслаблению медленно, добиваясь максимально большего количества "ступенек" перехода; переходить от напряжения к расслаблению контрастно, быстро; последовательно расслаблять различные мышечные группы);

совершенствовать умение максимально расслаблять различные мышечные группы, выполняя упражнения в пассивном раскачивании расслабленных частей тела;

развивать способность расслаблять одни группы мышц и одновременно напрягать другие, самостоятельно определять момент максимального расслабления работающих мышц.

Упражнения для совершенствования умения произвольно расслаблять мышцы должны вырабатывать способность регулировать состояние мышц как во время работы, так и во время отдыха, изменять степень их напряжения и расслабления.

Методика применения средств физической подготовки. В процессе спортивной тренировки все разделы физической подготовки настолько тесно взаимосвязаны, что провести четкое разграничение, например, между упражнением, развивающим силу, и упражнением, развивающим быстроту, во многих случаях почти невозможно.

Выбор средств физической подготовки зависит от специфики вида фехтования, периода тренировки, индивидуальных особенностей фехтовальщика.

Тренировочное занятие по общей физической подготовке должно строиться по определенной схеме. После разминки с включением упражнений на гибкость выполняются упражнения, развивающие быстроту (их количество и интенсивность могут быть значительными), затем силу или ловкость.

Упражнения на быстроту и ловкость требуют высокой интенсивности мышечных сокращений и большой подвижности процессов возбуждения и торможения. Поэтому сохранение необходимой координации движений при скоростной работе и сложных заданиях, требующих ловкости, может быть достигнуто только при отсутствии значительного утомления, т. е. в начале основной части урока. Работа на выносливость целесообразна во второй половине занятий, потому что к этому времени начинают наиболее полно функционировать органы дыхания, кровообращения. К тому же упражнения на выносливость выполняются с меньшей интенсивностью мышечных сокращений, что позволяет сохранить координацию движений и при некотором утомлении.

Наряду со средствами общего характера (кроссы, спортивные игры и др.) следует применять и упражнения избирательного, локального воздействия. Особенно важно учитывать соответствие упражнения специфике фехтовального спорта.

В тренировке взрослых спортсменов главные объемы средств физической подготовки целесообразно направить на развитие наиболее присущих фехтованию качеств - быстроты, ловкости, выносливости. Однако в работе с юными фехтовальщиками в целях ускорения их технического роста средства, направленные на развитие гибкости и ловкости, должны превалировать над средствами, развивающими быстроту, силу и выносливость.

В годичном цикле тренировочного процесса педагогические задачи использования средств физической подготовки во многом подчинены решению задач приобретения и сохранения тренированности. Поэтому в подготовительном периоде первоначально восстанавливается (поднимается) уровень общей выносливости, а затем силы, быстроты, ловкости, гибкости. Во второй части подготовительного периода делается акцент на развитие быстроты и ловкости, причем резко увеличивается удельный вес специализированных средств.

В основном периоде в целях поддержания достигнутого уровня физической подготовленности помимо специализированных средств наиболее целесообразны спортивные игры, предъявляющие разносторонние требования к качествам и навыкам фехтовальщиков.

В переходном периоде задачи ликвидации имеющихся недостатков в развитии отдельных качеств совмещаются с направленностью на рост физического развития, особенно благодаря упражнениям на силу, гибкость и ловкость. Разносторонность физического развития фехтовальщиков является необходимой предпосылкой достижения высоких и стабильных спортивных результатов.

Тело человека - на удивление хрупкая система, но есть люди, которым нравится доходить до предела своих возможностей.

Благодаря этим смельчакам мы узнали, что наше тело может компенсировать голод или недостаток кислорода, чтобы выжить как можно дольше.

Читайте также: 7 невероятных историй выживания людей, побывавших на волоске от смерти

Вот 5 удивительных примеров сверхчеловеческой выносливости.

Сколько человек может прожить без сна?

В 1965 году 17-летний Рэнди Гарднер (Randy Gardner) установил мировой рекорд, бодрствуя в течение 264,4 часов или 11 дней и 24 минут. Гарднер участвовал в эксперименте, в результате которого предстояло выяснить, что происходит с психикой и телом человека, лишенного сна.

В результате эксперимента у молодого человека появились такие симптомы, как перепады настроения, проблемы с концентраций и памятью, паранойя и галлюцинации. На четвертый день он принял себя за известного спортсмена, а дорожный знак за человека. На 11 день его попросили последовательно вычитать 7 из 100, но когда он дошел до 65-ти, он остановился и сказал, что забыл, что сейчас делает.

После такого марафона Гарднер проспал почти 15 часов и вернулся к прежнему ритму сна в течение нескольких дней.

Почему этого не стоит делать: Сон важен для поддержания памяти и навыков, а также многих других функций нашего мозга.

Рекорд задержки дыхания под водой

Дольше всего человек смог провести без дыхания 22 минуты. Рекорд принадлежит датскому фридайверу Стигу Северинсену (Stig Severinsen), который смог задержать дыхание под водой на 22 минуты 3 мая 2012 года.

Северинсен начал практиковать задержку дыхания под водой еще в детстве, позже он отточил свои навыки в подводном регби и хоккее, а потом он стал фридайвером. Стиг использует знания биологии и медицины, а также практику йоги, чтобы достичь таких результатов.

Почему этого не стоит делать: Без кислорода мозг человека умрет примерно через 4 минуты. Перед попыткой Стиг вдыхал чистый кислород в течение 19 минут и 30 секунд, что насытило его тело, и помогло его мозгу работать, пока он был под водой. Кроме того, он находился в воде с температурой воды около 30 градусов, что способствовало сохранению кислорода в легких.

Сколько человек может прожить без еды и воды?

В 1979 году 18-летнего австрийца Андреаса Михавеча (Andreas Mihavecz) забыли в камере предварительного заключения и обнаружили только через 18 дней.

Андреас оказался в камере, так как был пассажиром в разбившемся автомобиле, и его оставили до выяснения обстоятельств. Каждый из трех полицейских, которые отвечали за него, считал, что Михавеча уже выпустили, и проигнорировали просьбы обеспокоенной матери, которая не могла понять, что случилось с ее сыном.

За время, проведенное без воды и еды, он потерял 24 кг веса. Через 18 дней Андреаса обнаружил полицейский, не имевший к нему никакого отношения, после того, как почувствовал зловоние, исходящее от него. Несчастному потребовалось несколько недель, чтобы восстановить свое здоровье

Почему этого не стоит делать: Вода является более важным элементом восполнения, чем еда. Человек состоит примерно на 60 процентов из воды, которая нужна для увлажнения суставов, вымывания продуктов отхода и регулирования температуры тела.

Рекорд пребывания человека в космосе

Мировой рекорд самого длительного пребывания в космосе принадлежит российскому космонавту Валерию Полякову, который провел 437дней и 18 часов на борту орбитальной станции «Мир» с 8 января 1994 года по 22 марта 1995 год.

Во время своего 437-дневного пребывания он проводил научные исследования и эксперименты, изучая, как тело человека будет реагировать в условиях микрогравитации во время длительных миссий, например, полете на Марс.

Космонавт постоянно по несколько часов занимался физическими упражнениями, чтобы поддерживать себя в форме. За все время на орбите Валерий Поляков получил 15 рентген (для сравнения уровень радиации в Чернобыле составил 20 рентген). Это примерно такая же доза радиации, как при полете на Марс и обратно.

Почему этого не стоит делать: тело человека устроено таким образом, что лучше всего функционирует в условиях земной гравитации. Без нее мышцы, включая сердечные, теряют массу и силу.

Жизнь человека без солнечного света

В 2004 году чешский фокусник Зденек Захрадка (Zdenek Zahradka) установил мировой рекорд, проведя 10 дней в гробу под землей, где у него была дыхательная трубка, но не было воды, еды и солнечного света.

Сам фокусник утверждает, что труднее всего было переносить сильную жажду, а 7-ой и 8-й день были самыми трудными. Врачи, которые следили за состоянием мужчины, рассказали, что он потерял 8,5 кг.

Кроме того, рекорд самого долгого пребывания без Солнца может принадлежать ребенку. В 2012 году российская полиция обнаружила культ живущих под землей в Республике Татарстан, где многие дети никогда не видели Солнца.

Почему этого не стоит делать: Солнечный свет является важным источником витамина D, который помогает нашему организму поглощать кальций для здоровья костной системы. Также он способствует выработке серотонина, регулирующего сон, настроение и аппетит.

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

Как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

При организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны).

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды. Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

1.5 Физические качества спортсмена: сила, быстрота, выносливость, гибкость

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным.

Воспитание силы

Силой (или силовыми способностями) в физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений .

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой, путем регулярных и методически правильно построенных тренировочных занятий.

Воспитание быстроты

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Между тем быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. Скорость конькобежца больше на 400-500 м, чем скорость бегуна-спринтера, однако у второго частота (быстрота) движений больше. Не случайно в новейших исследованиях по теории спорта вместо термина «быстрота» используется понятие «скоростные способности».

Понятие «быстрота» в физическом воспитании не отличается смысловой конкретностью. При оценке быстроты различают:

Латентное время двигательной реакции;

Скорость одиночного движения;

Частоту движений.

Воспитание выносливости

Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость - это способность противостоять утомлению. Предмет нашего рассмотрения - физическое утомление, непосредственно связанное с разновидностями мышечной работы, а следовательно, с различными видами выносливости. Различают два вида выносливости - общую и специальную .

Общая выносливость - это способность выполнять работу с невысокой интенсивностью в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

В этом определении свойство невысокой интенсивности весьма условно (для одного данная нагрузка может считаться невысокой интенсивности, а для другого - высокой). Признак аэробного энергообеспечения работы является определяющим. Воспитанию общей выносливости служат циклические упражнений (продолжительный бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, велосипед).

Воспитание ловкости

Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой. При воспитании ловкости решаются следующие задачи:

Осваивать координационно сложные двигательные задания;

Быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с изменяющейся обстановкой (например, в условиях спортивных игр);

Повышать точность воспроизведения заданных двигательных действий.

Развитию ловкости способствуют систематическое разучивание новых усложненных движений и применение упражнений, требующих мгновенной перестройки двигательной деятельности (единоборства, спортивные игры). Упражнения должны быть сложными, нетрадиционными, отличаться новизной, возможностью и неожиданностью решения двигательных задач. Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятии: чувства времени, темпа, развиваемых усилий, положения тела и частей тела в пространстве. Именно эти способности определяют умение занимающегося эффективно управлять своими движениями .

Воспитание гибкости

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различные виды спорта по-разному воздействуют на воспитание гибкости. Высокие требования к гибкости предъявляют различные виды спорта (художественная и спортивная гимнастика, прыжки в воду и на батуте) и некоторые формы профессиональной деятельности. Но чаще гибкость выступает как вспомогательное качество, способствующее освоению новых высоко координированных двигательных действий или проявлению других двигательных качеств. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Гибкость зависит от эластичности мышц, связок, суставных сумок.

1.6 Основные принципы спортивной тренировки: доступность, систематичность, постепенность

Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание - один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:

Сознательность и активность, наглядность,

Доступность,

Систематичность,

Динамичность.

Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса .

Принцип доступности

Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся.

Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе - не пассивный субъект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

Я читал, что есть замечательные люди, спортивные, выносливые, стойкие, способные выдерживать многие трудности и страдания, и меня восхищают такие люди. Многие из них калеки, инвалиды, у которых нет рук или ног, но они продолжают жить, улыбаться, радоваться жизни и продолжать жить,несмотря ни на что. Они еще любят спорт, им нравятся развивать такие качества, как стойкость, выносливость, терпение и выдержка. Алессандро Дзанарди (родился 22 октября 1966 года) - итальянский автогонщик международных серий Формула 1, Indycar, ETCC, WTCC и других. В сентябре 2001 года Алессандро Дзанарди попал в автокатастрофу во время соревнований на трассе Лаузитцринг в Германии. Дзанарди потерял управление болидом, после чего в машину спортсмена на огромной скорости врезался болид Алекса Тальяни. От сокрушительного удара от болида итальянца ничего не осталось, а пилот потерял обе ноги выше колена. Дзанарди сумел восстановится после аварии. Уже концу года пилот смог ходить на специальных протезах, в 2003 году смог вернуться в автоспорт. В марте 2012 Дзанарди был подтвержден в качестве участника Паралимпийских игр в соревнованиях на ручных велосипедах.
Самым успешным чешским спортсменом в Афинах был пловец Мартин Коварж . Он завоевал три золотых медали, установил на дистанции кролем три мировых рекорда, а потом триумфально завершил карьеру. Коварж, который в прошлом был советником бывшего премьер-министра Владимира Шпидлы, решил использовать свой опыт именно в паралимпийском движении. Он также активно участвует в разработке планов организации олимпийских, а значит, впоследствии и паралимпийских игр в Праге.
С Паралимпиады в Пекине чешская команда привезла две золотые, одну серебряную и четыре бронзовые медали. Обе золотые медали получила пловчиха Бела Главачкова.
И, конечно, среди здоровых людей, есть те, кем восхищаются. Мне нравится, например, Брюс Ли.
Время удара рукой из свободного положения - пять сотых секунды. - Брюс Ли мог удерживать 32-килограммовую гирю на вытянутой вперёд руке несколько секунд. - Удары Брюса Ли были настолько быстрыми, что порой их не удавалось заснять
обычной в то время технологией 24 кадра в секунду, поэтому некоторые сцены приходилось снимать 32-кадровым способом.- Брюс Ли мог держать ноги уголком в упоре на руках 30 минут и больше. - Брюс Ли мог подбрасывать в воздух зёрна риса и ловить их палочками для еды. - Брюс Ли мог пальцами пробить неоткрытую банку колы (в те времена слой алюминия, из которой изготавливалась ёмкость, был значительно толще) - Брюс Ли мог отжиматься на двух пальцах одной руки, а также подтягиваться, используя только большой и указательный пальцы для обхвата перекладины.

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования ос­новных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, гиб­кости, ловкости - менее сложна на начальных этапах систематичес­ких занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т.е. общефизическая подготовка (см. подробнее в гл. 9). Однако по мере повышения тренированности в ка­ком-либо отдельном физическом качестве величина взаимного поло­жительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается. При вы­соком уровне подготовленности развитие одного физического качества начинает тормозить развитие другого.

Виды спорта, преимущественно развивающие выносливость. Воспи­тание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных средств достижения высокой работоспособности, кото­рая основана на устойчивости центральной нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.

К видам спорта, акцентированно развивающим общую выносли­вость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физи­ческая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверх­длинные дистанции, велосипедный спорт (шоссейные гонки, кросс, группа классических дистанций на треке), лыжные гонки и биатлон, плавание, большая часть дистанций в конькобежном спорте, спортив-■ те ориентирование, триатлон.

Высокий уровень обшей выносливости - одно из главных свиде­тельств отличного здоровья человека. С помощью регулярных заня­тий видами спорта, развивающими общую выносливость, можно в значительной мере улучшить отдельные показатели физического раз­вития, повысить функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Общая выносливость определяет возможности проявления специ­альной выносливости не только в специфических спортивных, но и в любых трудовых действиях.

Таким образом, виды спорта, развивающие общую выносливость, считаются прикладными ко всем профессиональным видам труда. Занятия этими видами спорта, проводимые с низкой интенсивнос­тью (пульс до 130 удар/мин), но сравнительно длительное время, - прекрасное средство активного отдыха, восстановления работоспо­собности.

Если и есть отдельные случаи достижения спортивных высот молоды­ми людьми, начавшими регулярную систематическую и упорную трени­ровку в студенческом возрасте, то большая часть этих случаев относится к видам спорта, развивающим преимущественно общую выносливость. Оптимальные возможности к достижению наивысших спортивных ре­зультатов в этих видах спорта находятся в пределах 22-21 лет.

Однако, приступая к тренировкам в этих видах спорта, надо сразу же настроиться на большую и тяжелую работу, связанную с воспитани­ем способности и волевого противостояния утомлению (терпения) не только в ходе соревновательной, но и в тренировочной деятельности.

Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих силу и скоростно-силовые качества. Выдающийся спортсмен Ю. Власов го­ворил: «В каждом человеке есть материал для того, чтобы воспитать в себе силу. В сильном же от природы человеке есть задатки того, чтобы стать самым сильным. Но воля определяет силу».

Между тем в различных видах спорта, в жизненных ситуациях си­ла может проявиться по-разному, в сочетаниях с другими физически­ми качествами. Вот поэтому об отдельных проявлениях силовых ка­честв говорят: абсолютная сила, относительная сила, силовая выносливость, скоростно-силовые качества. За каждым из этих ка­честв стоят определенные виды спорта, различные методы развития силовых качеств, разные цели в достижении спортивных, трудовых и жизненных задач.

Тяжелая атлетика - это вид спорта, в котором упражнения вы­полняются с максимальным мышечным напряжением при поднима­нии возможно больших тяжестей (в соответствующей весовой катего­рии и в соответствующем упражнении - в рывке и толчке). Для этого применяются динамические и изометрические тренировочные уп­ражнения со значительными мышечными напряжениями (см. гл. 9).

На занятиях тяжелой атлетикой совершенствуются в основном способности к максимальным мышечным усилиям групп мыши ниж­них конечностей, туловища и разгибателей рук. Успеха добиваются атлеты, умеющие регулировать степень возбуждения нервной систе­мы, добиваться согласованной работы различных групп мыши на фо­не максимальных мышечных и психических напряжений. При под­нимании значительного веса и возникающем при этом натуживании резко возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему из-за быс­трого и резкого колебания кровенаполнения сердца и сосудов. При неправильной организации тренировки у тяжелоатлетов могут возни­кать отклонения в состоянии системы кровообращения. Вот почему гиревой спорт с его многократными и разнообразными подъемами не­предельного веса (гири 24 и 32 кг) больше соответствует бытовой и профессиональной деятельности, требующей проявления силы, чем занятия тяжелой атлетикой (штанга), где тренировка направлена на одноразовый подъем предельного веса. Основная особенность гире­вого спорта - это продолжительность выполнения силового упраж­нения, требующего незаурядной силовой выносливости. Так, напри­мер, высокими достижениями в толчке двумя руками считаются подъемы более 30 раз (гири 32 кг) для атлетов массой до 60 кг и более 155-160 раз - для весовой категории свыше 90 кг. Поэтому в трени­ровочных планах гиревиков прочно обосновались упражнения на вы­носливость (пробежки в равномерном темпе до 15 км).

Атлетическая гимнастика - система упражнений с разнообразны­ми отягощениями. Это самостоятельный общедоступный вид спорта, которым в последние годы активно занимаются и женщины.

Атлетическая гимнастика позволяет избирательно увеличивать массу отдельных групп мышц, что приводит к росту их силы и сило­вой выносливости, к совершенствованию телосложения. Следует от­метить неодинаковый прирост массы мышечных групп у спортсменов разного типа телосложения (более подробно об этом см. гл. 9).

Возрастные особенности естественного становления силовых ка­честв человека позволяют добиваться высочайших спортивных резултьтатов в силовых упражнениях в студенческом возрасте и даже пос­ле окончания высшего учебного заведения.

Особую группу составляют виды спорта, связанные с развитием скоростно-силовых качеств. Это легкоатлетические метания (копья, лиска, молота), толкание ядра и прыжки. Особое место в подготовке спортсменов этой группы видов легкой атлетики имеет развитие силы и быстроты мышечного сокращения. Спортсмены, занимающиеся этими видами спорта, включают в свою подготовку большой объем упражнений со штангой и другими отягощениями для развития силы. Силовая подготовка - неотъемлемая часть тренировочного процесса и в целом ряде других видов спорта (хоккей, борьба), но там этот вид физических упражнений «растворяется» в комплексе других средств, приобретая не самостоятельное, а вспомогательное значение.

Характеристика видов спорта, развивающих преимущественно быс­троту. Быстроту нельзя путать со скоростью передвижения (в беге, на коньках). Кроме быстроты реакции двигательного действия, скорость передвижения определяют и силовая подготовленность, и рациональ­ность (техника) двигательного упражнения.

Спортивная наука и практика неоднократно подтверждали, что ес­ли человек проявляет скоростные способности в одной спортивной дисциплине, то совсем не обязательно, что он проявит их в другой, ибо прямой непосредственный перенос быстроты движений происхо­дит лишь в координационно сходных движениях. Высокие требова­ния к быстроте реакции, быстроте циклических и ациклических дви­жений предъявляются в некоторых дисциплинах легкой атлетики (бег на 100 7 200 м, 100 и 110м с барьерами), в конькобежном спорте (бег на 500 м), велоспорте (ряд коротких дистанции на треке), в фехтовании, боксе и других единоборствах, в целом ряде спортивных игр. Но в каждом случае быстрота имеет свою специфику.

Чтобы воспитать быстроту движения у студентов, вернее, скоростно-силовые качества, требуются специально-организованные занятия, например в беге на 100 м. Такие занятия необходимы в связи с тем, что в студенческом возрасте уже прекращается естественное повышение быстроты и требуется специальная систематическая тренировка для совершенствования скоростных качеств в каждом виде спорта.

Физическое качество быстроты не имеет существенного значения в укреплении здоровья, коррекции телосложения. Однако воспита­ние быстроты - необходимый элемент в подготовке представителей Целого ряда спортивных дисциплин.

Характеристика видов спорта, преимущественно развивающих ко­ординацию движении (ловкость). Ловкость определяет успешность овладения новыми спортивными и трудовыми движениями. Хорошая координация движений способствует обучению профессиональным умениям и навыкам. Поэтому воспитанию ловкости должно уделять­ся время в плане общей физической и спортивной подготовки студен­тов. Это обеспечивается достаточным разнообразием и новизной до­ступных упражнений из различных видов спорта для создания у] занимающихся запаса двигательных умений и совершенствования координационной способности.

Наибольший эффект в воспитании ловкости обеспечивают такие сложнокоординационные виды спорта, как спортивная акробатика, гим­настика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыж­ки на лыжах, слалом, фрейстайл, фигурное катание и спортивные игры.

Все эти виды (кроме спортивных игр) не оказывают значительно­го действия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, но предъявляют значительные требования к подготовке нервно-мышеч­ного аппарата, к волевым качествам спортсменов.

Из-за сложности и длительности формирования координацион­ных движений не имеет смысла начинать специализацию в этих видах спорта в студенческом возрасте, чтобы достичь высших спортивных результатов. Фундамент сложнокоординационных движений закла­дывается в детском возрасте и требует многолетней регулярной систе­матической тренировки.



error: